Психологическая служба

 

 

 

 

 

 

ОТЧЁТ О ПРОВЕДЕНИИ

 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

ОРСК

2000


ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

И СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ

 

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Обследование общих и специфических способностей учителей к профессиональной деятельности и уровня организаторских способностей руководителя и его стиля управления.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.      Изучение степени сплочённости/разобщённости в коллективе.

2.      Определение личностной направленности.

3.      Изучение стиля и структуры межличностных отношений, коммуникативных способностей.

4.      Изучение организаторских и конструктивных способностей педагогов.

5.      Изучение рефлексивных способностей.

6.      Определение стиля руководства трудовым коллективом.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВНИЯ: тестирование, анкетирование.

ОПИСАНИЕ КОНТИНГЕНТА: в исследовании приняло участие 23 человека. Все 100% женщины. Высшее образование имеет 68,2% опрошенных, средне – специальное 18,2%, неоконченное высшее – 9,1%, не ответили на этот вопрос – 4,5%. Средний стаж работы учителей в этой школе – 5 лет. Среднемесячная заработная плата с учётом всех премиальных выплат составляет 834 рубля.


 Анализ результатов

 

Группой психологов по  заказу администрации школы г. Орска   было проведено исследование социально - психологического климата и стиля управления коллективом. Исследование проводилось на базе вышеуказанной школы и состояло из трёх частей:

                    I.      Изучение степени сплочённости / разобщенности в коллективе, общее отношение к школе сотрудников.

                   II.      Определение внутреннего потенциала коллектива.

                 III.      Определение стиля руководства трудовым коллективом.

                    I.      Под социально - психологическим климатом обычно понимают общий эмоционально – динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее настроение, удовлетворённость, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных структур организации. Оптимизация психологического климата является важным резервом  повышения эффективности групповой деятельности. Одним из важных параметров социально - психологического климата является групповая сплочённость. Она показывает степень интеграции любой группы, её сплочение в единое целое.

По результатам тех методик, где испытуемые осознавали, что оценивают свой коллектив, групповая сплочённость имеет средние показатели, а по результатам методик выявляющих тот же индекс косвенным путём можно сказать о недостаточной интеграции коллектива в единое целое. Особенно ярко это проявляется в сфере производственных отношений и в области доверия друг к другу.

В коллективе нет устойчивых микрогрупп, близкое общение преобладает в диадах (например, у завучей).

В коллективе отсутствует общепринятый лидер. Среди всех членов коллектива наибольшим рейтингом симпатий характеризуется К.Е.В. Но тенденции  к лидерству у неё отмечены только в деловой сфере, а в области доверия, например, она имеет достаточно низкие показатели. Кроме того, в коллективе имеются два аутсайдера.

В целом можно сказать о неопределённом отношении сотрудников к коллективу. Эта неопределённость наиболее ярко проявляется в эмоциональном и поведенческом компоненте взаимодействия.

Опираясь на все вышеперечисленные факты можно предположить, что цели и задачи, требующие продуктивной совместной деятельности всего коллектива достижимы с трудом.

86,4% респондентов отмечают, что им нравится работа. 50% опрошенных не хотели бы поменять её на другую. Работать в данной школе изъявляют желание 63,6% учителей. В целом педагогов удовлетворяют такие условия труда, как равномерность обеспечения работой, санитарно – гигиенические условия, возможность повышения квалификации, разнообразие работы. Нарекания со стороны преподавательского состава вызывает состояние оборудования и размер заработной платы.  68,2% респондентов отмечают, что их профессиональная деятельность в этой школе организована, в общем, не плохо, хотя на их взгляд, есть возможность улучшения.

                   II.      Для анализа внутреннего потенциала коллектива были взяты несколько параметров: личностная направленность сотрудников, их рефлексивные способности, стиль и структура межличностных взаимодействий, коммуникативные навыки, организаторские и конструктивные способности к педагогической деятельности.

Здесь необходимо оговориться, что 47,8% полученных результатов имеют низкую валидность. Этот факт объясняется тем, что у данного количества обследуемых показатели шкалы искренности находятся в критическом положении. В этом случае они сомнительны  в плане достоверности. Можно предположить, что у этих испытуемых результаты методик, не имеющих целью проверить достоверность получаемых данных, также невалидны. Это может быть результатом скрытности испытуемых, их нежелания оценить себя откровенно, что вообщем - то может указывать на недоверие со стороны сотрудников руководству школы. К этим результатам исследования следует относиться с определенной долей критичности.

Анализируя полученные результаты можно сказать, что  коллектив школы в своём большинстве состоит из интровертируемых типов личности, которые характеризуются направленностью на свой внутренний мир, слабой адаптивностью, некоторой дистанцированностью в отношениях, нерешительностью в поступках, инертностью. 

50% опрошенных имеют адекватный уровень личностной тревожности, 59,1% - реактивной тревожности. 40,9% исследуемых имеют высокую личностную тревожность, что говорит о склонности воспринимать ими  большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Это мешает адекватно оценивать реальность и правильно планировать свои действия. 63,6% педагогов склонны к нервно-психическим срывам в экстремальных ситуациях, а 22,7% учителей имеют высокую вероятность нервно-психических срывов.

45,5% респондентов указывают на наличие стрессоров в их профессиональной деятельности. Повышение стрессогенного фона отмечается в области конфликтности на работе (18,2%) , перегрузок (13,6%), напряженного отношения с руководством (9,1%). Таким образом, можно говорить об эмоциональной неустойчивости, а в некоторых случаях и об  эмоциональной дезорганизации практически половины членов коллектива, что, безусловно, отрицательно сказывается на профессиональной деятельности, физическом и душевном здоровье педагогов. Кроме этого, данный факт может указывать на некоторое неблагополучие социально - психологического климата в коллективе школы.

81,1% педагогов настроены на доброжелательное общение. У 68,8% опрошенных наблюдается преобладание конформных установок (стремление соответствовать общепринятым нормам, подстраиваться под окружающих). 76,2% педагогов имеют умеренный уровень конфликтности, 14,3% - низкий. Основные тактики поведения в конфликте: компромисс, избегание, уступка. При использовании этих тактик не возможно конструктивное разрешение конфликтных ситуаций. Конфликт либо решается поверхностно, либо кто-то из участников остаётся в проигрыше. Лишь 19% педагогов владеют различными тактиками общения в конфликтной ситуации и способны к наиболее удачному выходу их неё. 63,3% склонны поддерживать иерархические отношения в системе, где им приходится работать и чаще всего не способны к открытому вступлению против них.

В целом можно сказать, что подавляющая часть коллектива стремится соответствовать общепринятым нормам поведения, подстраиваться под окружающих, ориентироваться на принятие и социальное одобрение, что, возможно, приводит к снижению проявления их личной инициативы.

Способность к педагогической деятельности  анализировалась по нескольким параметрам: направленность; система контроля; уровень развития эмпатии.

Анализ полученных данных показал, что 45,5% опрошенных ориентируются на внутреннюю систему контроля над педагогической деятельностью. Это проявляется в способности учителя к самодиагностике, самоанализу, самопроектированию своей работы, склонность к самостоятельному планированию своего времени, контролю над собой  в процессе общения с учениками.

50% учителей характеризуются неустойчивой системой контроля в педагогической деятельности. Они ситуативно предпочитают внешний или внутренний контроль. Большинство преподавателей (61,9%) в педагогической деятельности  направлены на решение практических задач учебного процесса. Они стремятся, прежде всего, добиваться наибольшей продуктивности работы  группы. 38,1% учителей характеризуются направленностью в педагогической деятельности  на себя. Здесь преобладает мотив личного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. В работе они видят, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания, при этом, часто не учитывая интересы других.

Анализ результатов исследования развития эмпатийных тенденций, как одного из важных профессиональных качеств педагогов, показал: 33,3% опрошенных имеют высокий уровень развития эмпатии, 14,3% - средний, 52,4% - низкий.

Таким образом, на основе вышеизложенных фактов можно сказать, что у половины учителей в недостаточной мере развиты те или иные профессионально значимые качества, необходимые для  продуктивной педагогической деятельности. Оценивая общую работоспособность, можно сказать, что в коллективе преобладают статичные социотипы. 52,4% опрошенных характеризуются как наименее энергичные сотрудники, но умеющие работать размеренно и надёжно. 33,3% учителей способны к энергичным действиям направленными прямолинейно.

В целом можно сказать, что в коллективе доминируют типы способные напряжённо работать, качественно выполнять практические задачи, но при этом с трудом воспринимающие новые идеи, не склонные к радикальным изменениям.

Среди ведущих потребностей учителей можно выделить несколько: потребности в самореализации, раскрытии своего потенциала приволируют у 47,1% опрошенных, материальные потребности – 23,8%, потребности в безопасности – 14,3%. Все они находятся в зоне неудовлетворённости.

                 III.      Анализ стиля руководства трудовым коллективом показал, что при решении производственных задач и во взаимодействии администрации с сотрудниками приволирует авторитарный стиль управления с применением некоторых методов демократического руководства.

Директор школы характеризуется умением координировать и направлять деятельность коллектива, непреклонностью и решительностью в суждениях, энергичностью и жесткостью  в требованиях. В процессе управления ориентируется на достижение производственных целей, опираясь на формальную организацию и власть руководителя. В некоторых случаях это позволяет добиваться успешного решения производственных задач. Но при этом директор не всегда умеет замечать и поддерживать инициативу подчинённых, поощрять их самостоятельность. Может проявлять резкость в критике и предвзятость в оценках, возможно злоупотребление  наказаниями и пренебрежение общественным мнением.

Коллектив оценивает стиль руководства директора как авторитарный. 77,3% учителей, принявших участие  в исследовании отмечают, что руководитель пользуется влиянием на дела коллектива. Особенно отмечалось развитие таких его качеств как трудолюбие и требовательность. Но при этом педагоги указывали на недостаточное проявление со стороны директора заботы о людях и справедливости. Анализ полученных результатов показал, что у директора недостаточный авторитет в коллективе в деловом, личностном и эмоциональном плане.

В целом руководитель характеризуется достаточными организаторскими способностями, но предпочтение им авторитарного стиля управления приводит к тому, что в коллективе процветает пассивность и некоторая безответственность сотрудников.


Выводы

 

На основе анализа полученных в ходе исследования результатов о состоянии социально - психологического климата в коллективе можно вделать следующие выводы:

1)            В целом сотрудники школы удовлетворены условиями работы в данной социальной структуре.

2)            Коллектив школы не представляет собой единое целое, характеризуется низким показателями групповой сплоченности.

3)            Достижение целей и задач, требующее для своего выполнения продуктивной совместной деятельности всего коллектива, скорее всего, вызовет затруднение.

4)            Практически половина результатов исследования личностной направленности, типа взаимодействий сотрудников имеет низкую валидность в силу объективных и субъективных причин.

5)            Значительная часть коллектива имеет высокие показатели личностной и реактивной тревожности, склонны к нервно-психическим срывам, эмоционально неустойчивы.

6)            Практически половина сотрудников педагогического коллектива испытывают давление стрессоров в профессиональной деятельности, особенно ярко это проявляется в области конфликтности на работе, перегрузок и напряжения с руководством.

7)            В коллективе наблюдается преобладание конформных установок, конгруэнтность в общении, что, возможно, ограничивает появление личной инициативы сотрудников.

8)            У половины учителей в недостаточной мере развиты те или иные профессионально значимые качества (уровень развития эмпатии, способность к внутреннему контролю над педагогической деятельностью, направленность личности учителя в профессиональной деятельности), необходимые для продуктивной педагогической деятельности.

9)            В коллективе доминируют статичные социотипы, склонные к высокой работоспособности направленной линейно на реализацию практических задач, но при этом с трудом воспринимающих нововведения, не склонные к радикальным переменам.

10)        Практически половина членов коллектива имеют ведущие потребности в самореализации, в раскрытии своего потенциала, которые находятся в зоне неудовлетворённости.

11)        Стиль руководства трудовым коллективом характеризуется как авторитарный с применением некоторых методов демократического управления (умение координировать и направлять деятельность коллектива).

12)        Отсутствие в коллективе эмоциональных и деловых лидеров, единого, целенаправленного воздействия со стороны администрации, наличие у педагогов инертности, статичности, эмоциональной ригидности, конформности установок затрудняет внедрение в обследуемом педагогическом коллективе инновационных программ.


Рекомендации

 

1)            Разработать программу снятия психо-эмоционального напряжения  у педагогов школы (например, обучение сотрудников навыкам саморегуляции в условиях профессионального стресса; функционирование комнаты психологической разгрузки и т.п.).

2)            Создание и реализация программ профессионального и личностного развития педагогов.

3)            Внедрить в практику работы педагогического коллектива обучение учителей социально – психологическим навыкам общения в системе «учитель - учитель», «учитель - ученик», «учитель - родитель».

4)            Любые действия реформаторского характера проводить при наличии длительного подготовительного этапа с чётким обоснование актуальности, целей, методов, структуры и конечного результата деятельности в новых условиях.

5)            При взаимодействии руководства с коллективом использовать особенности мотивационной сферы сотрудников и их личностных особенностей.

6)            Администрации школы пересмотреть некоторые аспекты стиля управления трудовым коллективом:

ü      сформировать единую административную команду и выработать общую стратегию управления персоналом для улучшения взаимодействий  и достижения высоких результатов в педагогической деятельности;

ü      отдавать предпочтение демократическим методам управления для развития творческой инициативы, производственной смелости, самостоятельности и ответственности сотрудников.

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Интерпретация результатов

 

Учитель начальных классов

            Личность экстравертированного типа с очень высоким уровнем нейротизма. Легко возбудима, речь и движения стремительны, реакция импульсивна, мыслит быстро, способна так же на мгновенную смену полярных чувств. Легко возбуждается, раздражается. При расстройствах теряет равновесие духа. Активна, динамична, несмотря на утомляемость.

Эмоциональная неустойчивость, высокая вероятность нервно-психических срывов, возможно ипохондрия. Рекомендуется дополнительное медицинское обследование психотерапевта или/и невропатолога.

На период обследования выявлена низкая реактивная тревожность, что может являться результатом активного вытеснения высокой личностной тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Общительна, легко устанавливает новые социальные контакты. Адаптивна, отзывчива, остроумна. Вместе с тем, не всегда обязательна, излишне доверчива, из-за своей неосмотрительности может попадать в разные истории, кажется спонтанной.

Ведущий тип межличностных взаимодействий – зависимо-послушный. Испытуемая обнаруживает повышенную чувствительность к средовым воздействиям, тенденцию к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся отношений со значимыми другими людьми, собственного мнения – от мнения окружающих. Большая потребность в привязанности и тёплых отношениях. Чувствительность к невниманию и грубости окружающих. В целом характерно конформное поведение.

Однако при эмоциональном возбуждении может быть резкой, несдержанной, не прислушиваться к мнению других, проявлять себя как личность с высоким уровнем конфликтности. В общем же владеет различными тактиками общения в конфликте, при соответствующих условиях может пойти на компромисс или, наоборот, проявить жесткость и волю.

Обладает высокоразвитым чувством долга и ответственности. Демонстрирует предприимчивость в новых делах и начинаниях. Новое, нужное дело начинает с большим азартом, не жалея сил для достижения результата.

Человек практического ума, умеет сориентировать любую теорию или идею на практическую пользу. Принимает деятельное участие при внедрении в жизнь новых технологий. Не склонна размениваться по мелочам, её особенно привлекают крупные цели и проекты. Можно назвать человеком действия, т.к. не откладывает выполнение своих решений в долгий ящик. Быстро, без раскачки включается в новое дело и старается довести его до конца. Оптимист, верящий в успех начатого дела. Может идти на риск, готова к преодолению любых трудностей.

В профессиональной деятельности основное направление на выполнение задач учебного процесса. Способна добиваться наибольшей продуктивности работы в группе. Тяготеет к фронтальным опросам и коллективной работе, возможно, уделяет много внимания работе над ошибками.

Характеризуется высокими показателями развития эмпатийных тенденций.

Присуща неустойчивая система контроля над педагогической деятельностью, которая колеблется в зависимости от ситуации.

Склонна поддерживать иерархические отношения в системе, где ей приходится работать. Сама стремится занять достойное место в этой системе.

Ведущие потребности в признании и уважении, в самореализации и раскрытии своего потенциала находятся в зоне неудовлетворенности. 

На период обследования в области профессиональной деятельности, взаимоотношений в коллективе наблюдается повышенный стрессогенный фон.


 

Зам. директора по ВР

Эмоционально-стабильная личность, характеризующаяся уверенностью, индивидуальным оптимальным уровнем «полезной тревоги». Нервно-психические срывы вероятны в экстремальных ситуациях.

Открытый и непостоянный человек. Подвижна, энергична, уравновешена, имеет быструю реакцию, живую речь и движения, активно мыслит и чувствует.

Для неё характерно богатое воображение, увлечённость внутренними иллюзиями. Ей требуются большие дозы приятных впечатлений для повышения жизненного тонуса. Значительную роль в её жизни играют удовольствия. Очень любит, когда окружают уютом и конкретной заботой. Из-за своей тяги к развлечениям порой производит впечатление поверхностного и беззаботного человека. Имеет склонность к авантюризму, любит попадать в необычные ситуации, совершать неожиданные поступки. Таким способом возвращает себе вкус к жизни. Моральный и физический дискомфорт способны  сильно подорвать её здоровье.

Хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты. Непринуждённа в общении, умеет приспособиться к человеку, вызывая его на откровенность, устанавливая теплые и доверительные отношения. Хорошо развита интуиция, позволяющая ей безошибочно определять скрытые возможности и способности других людей. Старается помочь окружающим разобраться в личных проблемах, сделать им приятное, умеет делать удачные комплименты. Но при этом может быть властной, неуступчивой, упрямой до агрессивности, своенравной. Для испытуемой может быть характерно стремление к активному воздействию на окружающих, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других. Выражены тенденции к доминированию. Любит, когда ею восхищаются.

Несмотря на то, что является внутренне человеком довольно неконфликтным в отношениях с окружающими склонна к дезъюктивным проявлениям. Использует, как правило, «силовые» стратегии поведения для разрешения конфликтов, стремится к достижению собственных целей и старается подавить своего партнёра. В том случае, если использование силовых методов невозможно, может пойти на компромисс.

На период обследования наблюдалось повышение стрессогенного фона в области конфликтности в производственной сфере.

В профессиональной деятельности основное направление на выполнение задач учебного процесса, умеет добиваться наибольшей продуктивности работы  группы. От учащихся требует ответственности  и постоянной работы над ошибками.

Характеризуется низким уровнем эмпатии, который часто покрывает проницательностью к окружающим.

Приволирует внутренняя система контроля над профессиональной деятельностью. Может быть ответственной и работоспособной, отличаться практичностью. Но если работа однообразна и монотонна, отсутствуют значимые цели, испытуемая может быть способна на резкость, неожиданные выходки, недисциплинированность. Хорошо себя проявляет на опасных и ответственных местах, инициатор многих дел, человек творческий, при этом склонна разбрасываться, проявлять неусидчивость и изменчивость. Способна увлечься новой идеей. Для эффективности работы перед ней надо непрерывно ставить новые и интересные задачи, при этом желателен систематический контроль и проверка, поощрение и положительная оценка её труда.

Ведущие потребности в улучшении материального положения находятся в зоне неудовлетворённости.

Испытуемая обладает хорошим потенциалом руководителя. В своей деятельности больше ориентируется на формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Оценивает свой стиль руководства, как демократический, что совпадает с мнением коллектива. Но подробный анализ полученных данных показал, что испытуемая, являясь зам. директора по В.Р., ориентируется на достижение только средних результатов. Стиль руководства можно оценить скорее как авторитарно-демократический. Имеется склонность при решении административных вопросов воздействовать на коллектив силой приказа и принуждения. В испытуемой в равной степени сочетается устойчивое желание жить интересами коллектива и поверхностное отношение к запросам подчинённых.

 

 

 

Директор школы

Высокие показатели личностной и реактивной тревожности. Испытуемая характеризуется устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Полна страхов, мрачных предчувствий. Повышенные показатели реактивной тревожности указывают на напряжение, ситуативное беспокойство, нервозность. Высока вероятность нервно-психических срывов. Находится под влиянием чувств, легко расстраивается, при этом теряет равновесие духа, хотя и предпринимает попытки контролировать свои эмоции и поведение. Постоянное внутренне напряжение, хрупкая чувствительность, бесконечные попытки держать себя под контролем  и фиксация внимания на неудачах могут приводить к психосоматическим заболеваниям. Рекомендуется дополнительное медицинское обследование психотерапевта или/и невропатолога.

Ведущий тип межличностных взаимодействий – ответственно – великодушный. Для него характерна выраженная потребность соответствовать социальным нормам поведения. Внутренне склонна к идеализации гармонии межличностных отношений. Легко входит в контакты ситуативного и недлительного характера, легко вживается в разные социальные роли, демонстрируя гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность. Стремится к покровительству, деятельности полезной для всех людей, проявлению милосердия. Потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим ведёт к блокированию поведенческих реакций, постоянному контролю над своим поведением. Это может приводить к переменчивости в отношениях. С близкими и подчинёнными, возможно, держится сурово, в обращении бывает бестактной. Любит воспитывать, читать мораль. Хотя может заставить себя быть весёлой и общительной, при этом окружающим может казаться вялой, чопорной, скучной. Потребности в межличностных отношениях, в принадлежности к группе находятся в зоне неудовлетворённости.

 У испытуемой наблюдается высокий уровень конфликтности. Основными тактиками поведения в конфликте выбирает сотрудничество и компромисс, т.е. старается общие точки соприкосновения и организовать равноправное партнёрство. Можно предположить, что подобное реагирование в конфликте ей свойственно при взаимодействиях с малознакомыми людьми, в ситуациях недлительного характера, а не с родными или подчинёнными.

Сильной стороной является конкретная логика, т.е. тщательная проработка любого вопроса и мероприятия. Ответственна, не бросает слов на ветер. Характерно стремление к дисциплине, соблюдению чётких норм и правил. Нетерпелива ко всякого рода расхлябанности, безответственности. Является человеком рассудка, руководствуется в своих решениях логикой, а не эмоциями. Склонна к глубокой проработке конкретных областей деятельности. Настойчива, целеустремленна.

Хороший администратор, всегда контролирующий правильность выполнения принятых решений. Сторонник принятия мер дисциплинарного воздействия к людям, не выполняющим своих обязанностей. Сама склонна действовать в соответствии с разработанными планами. Присуща внутренняя система контроля в педагогической деятельности, самооценка своего труда, контроль над своими поступками и ситуацией. Склонна уважать авторитеты, пользоваться только надёжными источниками информации. Бескомпромиссна в выполнении своего долга, дисциплинированна, исполнительна, собранна, следит за порядком в учреждении. Чтит интересы организации, склонна поддерживать иерархические отношения в системе, где работает. Чувствует неуверенность в ситуациях, требующих ломки устоявшихся взглядов и отказа от ценностей прошлого, альтернативности без ясных перспектив, недоверчивость к неожиданным идеям и предложениям. В таких случаях может возникать ощущение приближающегося хаоса, нестабильности, потери ориентиров.

Направленность в педагогической деятельности – на взаимодействие с учениками и коллегами. При этом испытуемая характеризуется низкими показателями развития эмпатии, как одного из составляющих личности педагога. Ведущие потребности в самореализации, раскрытии своего потенциала находятся в зоне неудовлетворённости. Стрессогенных факторов в области производства на период обследования не наблюдается.

Имеет много задатков хорошего руководителя. Стремится к достижению высоких производственных результатов. Но при этом в основном опирается на формальную организацию, власть руководителя. Члены коллектива отмечают развитие у испытуемой трудолюбия, требовательности, что совпадает с её самооценкой. Однако имеются некоторые проблемы в формировании и поддержании в коллективе благоприятного социально-психологического климата. Коллеги указывают на недостаточное развитие у руководителя таких черт, как забота о людях, справедливость, что не соответствует самооценке руководителя. Стиль управления можно охарактеризовать как авторитарный с некоторыми чертами демократизма. Такой стиль управления раскрывается в ярко выраженных  лидерских качествах, стремлении к единоличной власти. Энергичность и жёсткость в требованиях сочетается с умением координировать  и направлять деятельность коллектива. При этом руководителю может быть свойственна невнимательность к инициативе подчинённых. Некоторое недоверие со стороны руководителя к сотрудникам создаёт сложности в предоставлении им самостоятельности. Директору свойственна чрезмерная резкость в критике и предвзятость в оценках, честолюбие, злоупотребление наказаниями.

Анализируя данные можно сказать, что директор школы не пользуется авторитетом среди сотрудников ни в деловом,  ни в личностном плане. Коллектив оценивает стиль управления  непосредственного руководителя как авторитарный.

  
Зам. директора по У. В. Р.

Наиболее развитой стороной её личности является способность испытывать сильные чувства и эмоции. Это человек со сложным духовным миром, полным контрастов и противоречий. Её можно назвать человеком дальновидным и предусмотрительным. Хорошо чувствует назревание кризиса в развитии событий и умеет принять заранее меры, чтобы избежать его. Сверхосторожна.

Человек довольно принципиальный, не прощает несправедливых обид и унижений. Обладает высокоразвитым чувством  ответственности и долга. Склонна поддерживать иерархические отношения в коллективе, где работает. Несмотря на это, у неё проявляется очень сильное стремление занять достойное место в данной социальной структуре.

В эмоциональном плане проявляет неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. В экстремальных ситуациях возможны срывы, чему способствует и высокая личностная тревожность, склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие. Возможны внутренние проявления неуверенности при слабом их внешнем выражении. Свойственна некоторая эмоциональная дезориентация мышления, приземлённость стремлений, ограниченность воображения. Возможно, имеет склонность к ипохондрии.

Ведущий фактор в межличностных взаимодействиях – дружелюбие. Может себя проявлять в общении добрым, мягким, терпеливым человеком. Стремится произвести хорошее впечатление на окружающих. Ожидает внимания от них, симпатии. Но может быть внутренне недоверчива к комплиментам. В некоторых случаях, особенно на начальных этапах взаимодействия, плохо адаптивна, дистанцирована в общении, что пытается скрыть излишней официальностью.

Человек в целом не конфликтный. Ведущей тактикой поведения  в конфликте является компромисс. Если компромиссное решение конфликта не возможно, то пытается уйти от него, избежать своего участия в выяснении отношений.

В профессиональной деятельности проявляет себя, как рассудительный, самостоятельный, целенаправленный человек. Характеризуется высокими эмпатийными тенденциями, что является важным компонентом педагогической деятельности.  Способна пропагандировать среди коллектива различные идеи.

Имеет склонность к решению практических вопросов, при этом затрудняется в решении абстрактных задач.

Исполнительна, действует строго по плану без глупостей и лишних  выдумок; избегает необычного.

Характеризуется внутренней системой контроля над профессиональной деятельностью, т.е. несёт ответственность за свои действия и полученный результат. При этом склонна ориентироваться на себя. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания, часто забывая об интересах других людей.  Преобладают мотивы личного благополучия, стремление к личному первенству, престижу. Ведущие потребности в сфере производства – материальные (зарплата, удобство рабочего места, физический комфорт в школе) находятся в зоне неудовлетворённости.

Стрессогенных факторов в профессиональной деятельности не наблюдается.

В коллективе получила достаточно высокий рейтинг, как руководитель. Но при этом, имея потенциал эффективного лидера, не всегда успешно проявляет свои деловые качества. Желание показать себя предприимчивым и активным человеком, преувеличить значимость своей деловой активности приводит к излишней суетливости. Чрезмерная внимательность к мелочам реально ограничивает производственно полезную деятельность и приводит к достижению только средних результатов при опоре на формальную организацию и власть руководства. Стиль её руководства можно охарактеризовать как либерально – демократический, характеризующийся безразличием к интересам коллектива, нежеланием брать на себя ответственность и принимать сложные решения. Возможно, отсутствие чётко определённых целей деятельности и стратегического мышления. При таком стиле управления  вероятно заигрывание и панибратство с коллективом, что не способствует конструктивному развитию организации.


 

Учитель английского языка

Способна к глубокому пониманию людей и человеческих взаимоотношений. Стремится к свободе, но сниженная самооценка, неуверенность в себе порой не дают возможность реализоваться этому стремлению. Свойственна застенчивость, интровертируемость, повышенная склонность к рефлексии, ранимость и впечатлительность, некоторая сосредоточенность на своих недостатках. Подверженность чувствам приводит к тому, что в ряде случаев испытуемая потворствует своим желаниям. Ей свойственна повышенная тревожность ситуативного характера, которая проявляется в напряжении, беспокойстве, нервозности. В экстремальных ситуациях возможны нервно-психические  срывы. 

Стремится к тёплым, дружеским отношениям между людьми, не переносит грубости и насилия. Делает попытки создать вокруг себя спокойную, гармоничную обстановку, в которой все бы чувствовали себя комфортно. Может проявлять чуткость, доброту и внимательность к окружающим.

Ведущие типы межличностных взаимодействий: покорно – застенчивый и зависимо – послушный. Присуща выраженная зависимость мотивационной направленности  от складывающихся со значимыми другими людьми отношений, собственного мнения – от мнения окружающих. Человек конформный, имеющий склонность ориентироваться на групповые нормы. Испытывает потребность в привязанности  и тёплых отношениях. Эта потребность является ведущей и находится в зоне частичной неудовлетворённости. Ей необходимо наличие друзей, приятных коллег, уважаемых руководителей, порядочных родителей и добрых учеников. Постоянно нуждается в поддержке коллектива.

Имеет низкий уровень конфликтности. Возможно, испытывает страх перед конфликтами и старается всячески их избежать, даже ценой уступок. Для неё важнее сохранить человеческие отношения, нежели любыми средствами добиться решения вопроса в свою пользу.

В работе, в целом, исполнительна и ответственна. Проявляет медлительность и скрупулёзность, излишнюю внимательность к мелочам. От неё нельзя ожидать быстрого и качественного выполнения рутинной работы, которая неинтересна испытуемой. Имеет склонность к воспитательной работе, особенного «кружкового» характера. Характеризуется высоким уровнем эмпатии. Преобладающая направленность в педагогической деятельности  - на задачу, т.е. деловая активность отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью. Быстро решает практические вопросы, если имеет чётко поставленную цель и представляет желаемый результат. Сама при этом не обладает организаторскими способностями, предприимчивостью и инициативностью в делах. Ей сложно бывает мобилизоваться. В этом случае возможен беспорядок, невыполнение своих профессиональных обязанностей.

Система контроля в профессиональной деятельности неустойчивая, с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения. Именно опасения неуспеха как основа мотивационной направленности формирует канву конформного поведения, инертность в принятии самостоятельного решения, неуверенность в себе, не способствующую её продвижению на роль лидера.

Склонна во всех неудачах винить себя, а победы приписывать помощи других людей или стечению обстоятельств.

Избегает широких контактов и социально – активных ролей, которые могли бы привлечь к ней внимание окружающих.

На период обследования наблюдается высокий стрессогенный фон в области профессиональной деятельности. Особенно ярко наличие стрессоров проявляется в перегрузках на работе.


 

Учитель музыки

Эмоциональна, легко ранима, впечатлительна. Возможно, неуверенна в себе в некоторых жизненных ситуациях. Не способна длительно время переносить нервные перегрузки. Для испытуемой характерна высокая личностная тревожность, т.е. склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов создают предпосылки для высокой вероятности нервно-психических срывов. Возможна ипохондрия. Рекомендуется дополнительное медицинское обследование психотерапевта или/и невропатолога.

Скорее всего малообщительный, неразговорчивый человек. Характеризуется недостаточной адаптивностью, дистанцированностью в отношениях. Ей очень трудно налаживать отношения с людьми. Делает над собой усилие, чтобы вести себя приветливо, входить  в тесный контакт. Скрывает свою личную жизнь, в общении очень осторожна. Отношения между людьми оценивает по степени их лёгкости и непринуждённости. Внутренне стремится к простым, демократическим отношениям. Тяжёлое, напряжённое общение отбирает у неё много сил, делает её пассивной. С незнакомыми или малознакомыми внутренне зажата, не чувствует как себя с ними вести, поэтому может казаться окружающим скучной, вялой, чопорной. Её расслабляют и успокаивают дружелюбие, положительные эмоции. С удовольствием на них откликается, становится общительным и остроумным человеком. На близкой дистанции весела и приветлива.

В целом дружелюбный, конформный человек.  Чувствительна к реакциям окружающих, ищет симпатии, но при этом бывает несколько безразлична  к критике со стороны. Не обладает «пробивной» силой, не умеет подчинять людей, плохо отстаивает свои повседневные интересы.

Имеет низкий уровень конфликтности, пытается всячески избегать конфронтации.

Умеет убедительно и логично излагать свои мысли. Способна отделить главное от второстепенного. Стремится улучшить или дополнить любую теорию или разработку, приблизить её к практике. От её внимания не ускользнут альтернативные решения. Обладает аналитическим умом, способна к мозговому штурму, генерации идей. Хорошо оценивает перспективы новых затей и предприятий. Однако сама деловитостью и предприимчивостью не отличается. Колеблется в деловой активности, долго думает прежде, чем на что-то  решиться. Поэтому то слишком осторожна и бездеятельна, то идёт на риск, надеясь на везение. В конкретном труде то тщательна и всё уточняет, то спешит скорее все закончить и приступить к следующей работе. Работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, ни  при пониженном тонусе – низкая. Способна быстро решать практические вопросы.

В педагогической деятельности присуща внутренняя система контроля. Способна отследить свои действия и течение событий. Склонна ориентироваться на очевидное.

В профессиональной деятельности основная направленность на выполнение задач учебного процесса, умеет добиваться наибольшей продуктивности работы  группы. Может быть требовательной. Полезно подчёркивать в её работе моменты, в которых она наиболее решительна и инициативна.

Ведущие потребности в самореализации находятся в зоне неудовлетворённости.

На период обследования отмечается наличие стрессоров в сфере конфликтности на производстве.

 

Психологическая служба

Hosted by uCoz